Menu
Задать вопрос

8-901-488-57-99
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Как обучаться соматическому движению

         

Обучение вместо концентрации на цели

Научитесь концентрироваться на самом движении - это неотъемлемая часть каждого урока.

Цените расслабление

Менее известное, но не менее важное замечание, это то, что мышцы можно расслабить. Также как и сокращение, расслабление и отпускание напряжения мышц подключает некоторого рода ощущения и "команду": поначалу найти это ощущение довольно сложно. Уйдет некоторое время на нахождение этого ощущения  и на улучшение контроля над ним.

Никаких усилий

Способность уменьшить усилие отразится на многократно улучшенной способности чувствовать движение тела, как  центра, так и конечностей. Это важно для развития точного двигательного контроля и саморегуляции.

Цените перемены

Неважно, что именно изменилось, важна способность ощущать, что что-то действительно изменилось. Это ценная информация для приобретения большего опыта в том, что нуждается в улучшении.

Ненужное использование мышц

Иногда мышца используется для движения, которое она обычно не призвана выполнять, или же она мешает работе других мышц. Моше Фельдекрайз называл это "паразитическим действием". Мы пользуемся таким сильным выражением, потому что вместо полезного действия эти мышцы забирают энергию у движения и делают его неэффективным, возможно даже болезненным.

Цените простое движение

Обычно эти чувства не проявляются сами по себе, за исключением некоторых счастливчиков, у которых это присутствует. Обнаружить для себя радость простых движений и радостную взаимосвязь между телом и разумом является ключом обучения. Снова и снова мы можем видеть на занятиях подобные открытия в себе. Когда тело отпускает ненужное напряжение и ожидания свершения великих событий, начинают чувствовать и ценить сами себя.

Исследуйте вместо автоматического повторения действий

Способность исследовать - это умение делать выбор и видеть собственные возможности. Как вы сможете вернуть себе исконный "дух исследователя", присущий детям, вы сможете применить его в прочих сферах жизни. Это жизненно важное умение, которое будет приносить позитивные результаты во всех видах обучения. Только тогда, когда вы получаете возможность учиться и исследовать, то ваши действия становятся природными, искусными и особенно приятными для вас самих настолько же, насколько и для окружающих.

Доверяйте способности своего тела к самоорганизации

В одном из уроков Моше Фельдекрайз дал такой совет: "Выполняйте движение более плавно в те моменты, когда оно становится сложным. Не старайтесь прилагать больше усилий, но в моменты, когда вам сложно, выполняйте его легче, плавно, медленнее. Тогда движение медленно организует себя само".

Ищите способ сделать движение легким

Для того чтобы учиться движению и улучшить его, "делать меньше" означает "делать больше". Это будет гораздо более эффективно. Если движение болезненно - немедленно остановитесь. Ваше тело подсказывает, что вам не нужно выполнять это движение. Тем не менее, если вы обнаружите, что что-то доставляет вам удовольствие, можете понежиться в этом движении; значит, тело говорит, что это движение вам необходимо.

Играйте с началом движения

Каждое движение с чего-то начинается. Возможно, с идеи, с намерения или шума извне, с произнесенного кем-то вашего имени. И затем сигнал отправляется в определенные мышцы - это те мышцы, которые начнут движение. Скорее всего, и другие мышцы подключатся позже, но движение определенно где-то начинается. Во время соматического урока обращайте внимание на то, как вы начинаете движение. Также обращайте внимание на начальную точку этого движения. Также обращайте внимание на начальную точку этого движения.

Способность следовать истинным движениям

На занятиях соматическим движениям вместо того, чтобы постоянно держать в уме представления о том, что верно, и пытаться следовать этому, развивайте свою способность чувствовать, что на самом деле происходит, когда вы начинаете двигаться. Прежде всего, внимание уделяйте определенным движениям, например, тому, как определенный сустав движется естественным образом и как он движется относительно всего остального тела.

Реализация потенциала

Осознайте свой потенциал, не расстраивайтесь, понимайте, что вы возвращаете свою молодость и прежнюю подвижность. Взрослый человек, которому "внезапно" удалось выполнить давно позабытые движения, которые сейчас он может выполнять без всякого усилия, снова обретет уверенность в своем теле, в своем здоровье и в себе в целом.

Обостренное различение

Учитесь чувствовать, если вы не можете чувствовать, вы не сможет воспринимать различия, и вы не отличите одно свое действие от другого. Невозможно чему-либо научиться, если не научился различать. Когда вы поднимаете железную трубу, вы не замечаете муху, которая сядет на нее. А если вы возьмете перышко, то севшая муха на него существенно изменит его вес. Соматические упражнения направлены на уменьшение усилий при движениях, чтобы почувствовать самые небольшие изменения. Совершенное управление движениями появляется тогда, когда у вас растет способность чувствовать изменения.

Сила привычки

Мы мало двигаемся, наш образ жизни ведет к формированию привычных неправильных, и очень трудно исправлять их или какое-то привычное движение, хотя мы можем их осознавать. Требуется найти причину и исправить ошибку. Понадобится настойчивость, чтобы двигаться за своими знаниями, а не за своей привычкой. Для того чтобы изменить привычку,  недостаточно опираться только на свои ощущения, еще желательно прикладывать какое-то количество усилия пока правильная поза не начнет ощущаться нормальной и  превратится в новую привычку. Привычки особенно тяжелее изменять, чем, кажется, учитывая, что они формируются у нас годами. И тот, кто делал это, тот знает, что для этого требуется настойчивость и время. Но нет ничего невозможного.

Мышление во время действия

Во время выполнения урока слушайте инструкции, если нужно, приспосабливайтесь к ним, но не прерывайте движение. Учитесь думать, действуя, а действовать думая. Только так происходит развитие —  когда человек перестает думать о действии,  и  действует думая. Водитель со стажем легко управляет автомобилем, не задумываясь о своих действиях.

Высвобождение теряемой энергии

Эффективно работает тот организм, в котором все слажено друг с другом, нет расхода энергии на бесполезные движения. Все упражнения направлены, чтобы постепенно исключить из действия все лишние и случайные движения,  которые вмешиваются или препятствуют свободному движению. Учитесь исключать ненужные действия.

Дыхание во время упражнений

Если вы выполняете правильно движения, то в конце вы почувствуете себя отдохнувшим и обновленным, как после  хорошего сна. Если вы не чувствуете себя отдохнувшим, возможно вы выполняете движения слишком быстро и не следите за своим дыханием. Скорость выполнения упражнений должна всегда соответствовать ритму вашего дыхания. Дыхание автоматически приспосабливается к различным движениям тела по мере того как оно обретает организацию.

Скорость движения

Движения делаются очень медленно, мягко и легко. Занимаясь, какое-то время вы сможете регулировать скорость от медленной до быстрой. Но помните, что больший эффект вы получите только от медленного движения. Только тогда, когда вы делаете движение медленно, в сенсомоторной части головного мозга выстраиваются новые нейронные связи правильного движения.

Когда лучше заниматься соматическими упражнениями

Заниматься соматикой хорошо утром и вечером. Вечером перед сном, и через час после еды. После занятий старайтесь ложиться спать сразу после того, пришли с занятия домой или как закончили делать упражнения дома. После окончания рабочего дня, полного беспокойства, соматические упражнения снимают умственное и физическое напряжение, а ваш сон будет спокойным и глубоким, вы хорошо отдохнете за ночь.

Утром, когда вы проснулись, сделайте соматические упражнения, или повторите вечерний урок, и вы с удивлением обнаружите, что после выполнения упражнений вы полностью проснулись, бодры и полны сил.

Когда эти движения станут ежедневной привычкой, старайтесь делать  их тогда, когда у вас появляется свободное время.

Длительность упражнений

Продолжительность каждого урока зависит от  вашей индивидуальной скорости, с которой вы делаете упражнения и  количества повторений каждого движения. Сначала старайтесь делать не больше трех-пяти повторений, позже можно их повторять по десять раз, можно постепенно увеличивать количество повторений до двадцати пяти раз. Но помните о том, что главное в соматических уроках это не количество повторений, а качество. Длительность урока около сорока пяти минут  или часа. Если вы ежедневно выполняете упражнения, то позже они будут занимать у вас около двадцати минут.

Место для занятий

Упражнения лучше всего выполнять на полу, где вам не будет ничего не мешать. Где вы сможете вытянуть руки в стороны и ноги. Можно положить на пол коврик, мат или плед.  Для начала можно положить толстое одеяло и выполнять упражнения на нем.

Одежда

Одежда может быть любой, но она должна быть удобной, и не стеснять ваших движений, дыхания, достаточно свободной и не узкой. Когда вы будете выполнять упражнения, лежа на спине желательно чтоб вам ничего не мешало.

Во всех уроках соматики упражнения очень простые, которые состоят из простых движений. Они построены таким образом, чтобы вы могли обнаружить изменения в своем теле сразу же после первого урока.

 

Авторский сайт Елены Салиевой

При поддержке FlorianWeb